1. Пояснительная записка
Программа «Хореография для дошкольников» разработана и
направлена на приобщение детей к хореографическому искусству, на
эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения
классического танца.
Программа направлена на формирование разносторонней творческой
личности
ребёнка
и
имеет
художественно-эстетическую
направленность. Танец - незаменимое действенное средство в решении
этой задачи, важнейшее звено в создании новой эффективной
образовательно- воспитательной системы.
Хореографическое образование - это огромный творческий потенциал
в развитии художественно-эстетической культуры общества в целом.
Известный отечественный психолог Выготский Л.С. подчёркивал
двигательную природу психического процесса у детей, действенность
воссоздания образов «при посредстве собственного тела».
Следовательно, танец с его богатой образно-художественной системой,
безусловно, играет ключевую роль в развитии продуктивного
воображения и творчества. Развитие детского дошкольного творчества
- обязательное условие активного прогресса креативных качеств
личности.
Занятия сочетают в себе обучение основам танцевальных движений
классического танца с занятиями гимнастикой (экзерсис на полу).
Этот раздел программы является обязательным, так как хорошо и
свободно владеть своим телом в танце может человек физически
подготовленный, гибкий и достаточно сильный (имеется в виду
мышечная сила).
Такая организация учебного процесса формирует танцевальную
культуру, чувство ритма, творческие способности и одновременно
позволяет совершенствовать физическую подготовленность, форму и
выносливость.
Выход за рамки узкопрофессиональных задач, развитие внимания,
мышления,
фантазии,
активности,
художественно-творческих
способностей детей путём специального подбора заданий,
упражнений, заставляющих их думать, размышлять, анализировать и
делать выводы.
Педагогическая целесообразность
Представив хореографию во всем ее многообразии, дав
возможность ребенку попробовать себя в различных направлениях, мы
тем самым
открываем более широкие перспективы для
самоопределения и самореализации.
Цели программы:
– Приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать
эстетическому и нравственному развитию дошкольников.
- Привить детям основные навыки умения слушать музыку и
передавать в движении ее многообразие и красоту.
- Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника
посредством хореографического искусства.
- Создание благоприятных условий для полноценного проживания
ребенком дошкольного детства.
- Физическое, интеллектуальное, художественно-эстетическое и
психическое развитие воспитанников.
Задачи программы:
- Содействовать развитию личности, талантов и способностей,
формированию общей культуры воспитанников, педагогизации
социальной сферы.
- Изучать возрастные и психологические особенности, интересы и
потребности воспитанников и родителей.
-Организовать работу хореографического кружка «Пяти-Па» и других
любительских объединений, разнообразную индивидуальную и
совместную деятельность всех участников воспитательнообразовательного процесса
(педагогов, специалистов, воспитанников и родителей).
- Вести работу с родителями и проводит консультации по вопросам
воспитания детей в семье, привлекать их к активному сотрудничеству
с детским садом.
Образовательные:
Обучить детей танцевальным движениям.
Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение,
характер, передавать их танцевальными движениями.
Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
Формировать умение ориентироваться в пространстве.
Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные
способности.
Формировать общую культуру личности ребенка, способность
ориентироваться в современном обществе.
Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и
взрослыми.
Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей.
Развить музыкальный слух и чувство ритма.
Развить воображение, фантазию.
Оздоровительные:
укрепление здоровья детей.
Отличительные особенности программы.
Настоящая программа направлена на поэтапное разучивание танца,
формирование у обучающихся умения самостоятельно мыслить,
принимать чёткие решения в нестандартных ситуациях (например, при
возникновении ошибочных действий). В программе нет стандартов.
Отличительной
особенностью
является
ее
развивающая
направленность, призванная стимулировать интерес воспитанников к
танцам и к творческой деятельности в целом.
Возраст детей и сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 4 года обучения и направлена на привлечение
3 – 7 летних детей к подвижному и активному образу жизни.
Общее количество занятий по хореографии в соответствии
с основной программой по сетке
Группа
Младшая
группа
Продолжитель
ность
Количе
ство в
неделю
Количе
ство
в
го
д
15 мин.
1
36
Средняя
группа
20 мин.
1
36
Старшая
группа
25 мин.
1
36
30 мин.
1
36
Подготовит
ельная
группа
Форма занятий
Групповая и индивидуально-групповая.
В
зависимости
от
способностей
обучающихся
может
применяться индивидуально-групповая форма
занятия, когда педагог уделяет внимание нескольким детям (кто слабо
усвоил) в то время, когда другие работают самостоятельно.
Программа рассчитана на четыре года обучения и рекомендуется
для занятий детей с 3 до 7 лет.
Программа танцевального кружка предлагает проведение занятий 1
раз в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая)
количество часов, отведенных для занятий танцевального кружка 36
ч.
Занятия длятся в младшей группе 15 мин, в средней группе 20 мин, в
старшей 25 мин, в подготовительной к школе группе 30-35 мин.
Условия реализации программы
наличие:
- оборудованного станками и зеркалами музыкального зала;
- музыкального инструмента (фортепиано);
- видео- и аудиоаппаратуры;
- небольшой комнаты для хранения сценических костюмов и
аксессуаров; - репетиционная одежда ( балетки, купальник, юбочка
для девочек, шорты, футболка, носки, балетки для мальчиков).
- гимнастические коврики для занятий на полу.
Ожидаемые результаты и способы определения их
результативности по окончании обучения дети должны знать:
• Азы
хореографии,
точно
«прохлопывать»
основной
метроритмический рисунок музыки с последующим
«протанцовыванием» притопами.
• Построение и все движения партерной гимнастики;
• Музыкальные размеры, темпы и характер музыки
• Музыкальные и хореографические термины.
• Как правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку.
• Иметь навык легкого шага с носка на пятку.
• Знать позиции ног и рук классического танца.
• Строение музыкального произведения.
Должны уметь:
• Уметь тактировать руками размеры 2/4, 4/4, 3/4 при
двухтактовом вступлении, вовремя начать движение и закончить
его с концом музыкального предложения (марш 4/4).
• Уметь
чувствовать
характер марша
(спортивного,
строевого, походного) и уметь передать
его в шаге.
• Уметь изображать в танцевальном шаге повадки кошки, лисы,
медведя, зайца, выразить образ в родном эмоциональном
состоянии – веселья, грусти и т.д.
• Распознать характер музыки, уметь исполнить движения, ходы,
элементы русского танца.
• Уметь исполнить переменный шаг.
• Ориентироваться
в
музыкальном
зале,
сценическом ограниченном пространстве, в основных
танцевальных рисунках - фигурах, ракурсах - эпальманах
корпуса, уметь двигаться в танце по ходу часовой стрелки, по
линии танца.
• Определять
характер музыки,
менять
характер
движений в соответствии со сменами музыкальных
частей.
Будут сформированы и воспитаны:
• координация движений, осанка,
• физические данные.
• дисциплина,
• трудолюбие,
• умение добиваться результатов.
Формы подведения итогов
• Творческие постановочные работы.
• Постановка
музыкально-танцевальных
представлений,
хореографических танцев и миниатюр.
• Открытые показы, класс-концерты, мастер-классы.
• Индивидуальная проверка учебного материала педагогом.
Метод педагогических наблюдений.
Формы и методы контроля.
Успеваемость
воспитанников
проверяется
на
различных
выступлениях: открытых занятиях, концертах, конкурсах, семинарах,
на разных мероприятиях ДОУ и т.д.
Реализация образовательной программы предполагает оценку
индивидуального развития детей, которая проводится в рамках
педагогического мониторинга в ходе наблюдений за активностью
детей в самостоятельной и специально организованной деятельности.
Инструментарием для мониторинга являются карты наблюдений
детского развития (приложение), позволяющие фиксировать
индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в
ходе:
художественно-эстетической
деятельности
(танцевальное
воспитание);
Результаты педагогической диагностики используются для
решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования, т. е. поддержки ребенка, построения
его образовательной траектории, коррекции особенностей его
развития;
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности по танцевальному развитию
создаются педагогические ситуации, чтобы оценить индивидуальную
динамику детей и скорректировать свои действия.
2. Учебно-тематический план
Задачи:
- освоить экзерсис на полу;
- освоить азы хореографии, гимнастики;
- выявить и развить природные данные;
- освоить ритмические этюды;
№№
п/п
1.
2.
Название разделов, тем
Вводное
занятие.
Техника
безопасности.
Основы партерной гимнастики на
середине зала.
Всего
часов
1
2.1.
Ритмическая гимнастика.
8
2.2.
Комплекс упражнений для развития
стоп, гибкости и выворотности.
8
2.3.
3.
Общеразвивающие упражнения.
Основы танцевальных движений
10
6
классического танца
Ритмические этюды.
Итого:
3
36
4.
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие
Встреча, знакомство с детьми. Беседа по поведению на
занятиях. Правила техники безопасности на занятиях.
Режим занятий. План работы на год.
Беседа по программе – краткий обзор занятий. Требования к
репетиционной форме, обуви.
Тема 2. Основы партерной гимнастики на середине зала.
Упражнения рассчитаны на вовлечение в работу всего
организма,
направлены на расслабление, настройку и
восстановление функций мышц.
Упражнения партерной гимнастики направлены на:
укрепление мышц спины и брюшного пресса прогиба назад,
укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклона
вперед, укрепление позвоночника путем поворотов туловища и
наклонов его в стороны, укрепление мышц тазового пояса, бедер,
ног, укрепление и развитие стоп, укрепление мышц плечевого
пояса. А также упражнения для тренировки равновесия и
дополнительные упражнения.
Ритмическая гимнастика.
Ритмическая гимнастика направлена развитие слуховых
способностей детей. Задания и упражнения ритмической
гимнастики помогают детям лучше понять музыку и строение
музыкального произведения. На занятиях дети узнают основные
ритмические термины, знакомятся с понятиями динамики.
Занятия положительно влияют на умственное развитие
детей: ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно
понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя
включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие
выбранных движений характеру музыки. Бесспорно также их
воздействие на формирование произвольного внимания, развитие
памяти. Потребность детей в движении превращается в
упорядоченную и осмысленную деятельность. Уроки ритмики
оказывают на детей организующее и дисциплинирующее
влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и
нервозность.
Упражнения для развития стоп, гибкости и
выворотности.
Эти упражнения помогаю развить природные данные детей.
Комплекс данных упражнений помогает детям познакомиться со
строением своего мышечного аппарата. Помогает узнать разные
гимнастические упражнения. Комплекс таких упражнений
помогает подготовить детей к занятиям классического танца.
Развитие разных частей опорно – двигательного аппарата
способствует качественному изучению дальнейшего предмета –
«классический танец». Занятия на развитие природных данных
так же способствует развитию мышления у детей, способности
анализировать и применять полученные знания.
Общеразвивающие упражнения.
Общеразвивающие упражнения помогают детям быстрее
подготовить свое тело к занятиям. Вырабатывает способность
детей к физическому развитию. Помогает развить у детей силу
воли, упорство и трудолюбие, что является неотъемленной
частью хореографического искусства.
Практическая работа: Ходьба (шаги):
- на всей стопе;
- на полупальцах;
- на пятках;
- с высоким подниманием бедра; Бег:
- с вытянутыми ногами вперед на месте и в продвижении;
- с согнутыми ногами назад на месте и в продвижении;
- с высоким подниманием бедра «лошадки»; галоп
продвижении в сторону из прямой позиции.
Повороты и наклоны головы:
в
- вперед, назад, вправо, влево, круговые движения головой.
Упражнения для рук:
- круговые движения рук кистью, локтем, всей рукой;
- упражнения для плеч: поочередные и одновременные
поднимания и опускания плеч, круговые движения плеч,
движения плеч вперед-назад; - «ножницы» и «замок».
Упражнения для ног:
- полуприседания по I прямой позиции с последующим
подъемом на полупальцы;
- из положения I прямой позиции (руки на поясе) правая нога,
сгибаясь в колене, медленно с вытянутым подъемом
поднимается по левой ноге (passé) и возвращается в исходное
положение;
- «солдатики»: (резкий подъем рабочей ноги с одновременным
резким
подниманием рук одна в сторону - другая к груди);
Повороты и наклоны корпуса:
- вперед, назад, вправо, влево.
Упражнения для стоп
Лежа на полу:
- сократить и вытянуть стопы по I прямой позиции;
- поднять ноги на 45°, сократить и вытянуть стопы по I прямой
позиции; - круговые движения стоп (вытянуть стопы по I
прямой позиции, сократить стопы, развернуть стопы в I
выворотную позицию, вытянуть стопы по I выворотной
позиции);
- Сидя на коленях:
- пятки плотно прижаты друг к другу (I прямая позиция), руки в
положении упора у коленей спереди на полу: опираясь на руки,
поднять бедра с одновременным вытягиванием коленей обеих
ног и, упираясь на подъемы ног, вернуться в исходное
положение;
Сидя на пятках на полу (стопы обеих ног в I выворотной
позиции);
Стоя на полу по I прямой позиции:
- поставить ногу на полупальцы, перевести на вытянутые
пальцы, вернуться в исходное положение (исполнять
поочередно с каждой ноги); - подъем (relevé) на полупальцы на
обеих ногах с возвращением в исходное положение.
Упражнения на развитие выворотности
Лежа на спине:
- развернуть ноги из I прямой в I выворотную позицию;
«Лягушка»:
а) лежа на спине;
б) лежа на животе;
в) сидя на полу:
- с наклоном корпуса вперед.
Упражнения на развитие гибкости
Лежа на животе:
- «колечко»;
- «корзиночка»;
«лодочка».
«Кошечка»; « Мостик» из положения: - лежа на спине.
Упражнения на развитие шага
Лежа на спине:
- медленный поочередный, затем одновременный подъем ног в
выворотном положении на 90° вперед с опусканием в исходное
положение;
- резкие броски вытянутых ног в выворотном положении на 90°
вперед (48 раз правой ногой, 4-8 раз левой ногой);
подъем вытянутых ног в выворотном положении на 90° и
разведение (раскрывание) ног в стороны до положения
«шпагат».
Сидя на полу с открытыми (разведенными) ногами в
сторону:
наклоны корпуса вперед с вытянутыми стопами;
наклоны корпуса вперед с поворотом туловища к правой и
левой ноге с вытянутыми стопами.
Шпагаты:
прямой (поперечный);
- с правой ноги, с левой ноги.
Прыжки
трамплинные прыжки по I прямой позиции;
подскоки на месте и с продвижением;
перескоки с ноги на ногу на месте и с продвижением
(«лошадки»);
прыжки по I выворотной позиции с сокращенными
стопами
«пингвинчики»;
прыжки с поджатыми ногами по I прямой позиции;
прыжки с разведением вытянутых в воздухе ног в сторону
(«козлик»); - прыжки с поворотом вокруг себя на четверть
круга (90°).
Общеразвивающие упражнения
Силовые упражнения для мышц живота: - качать пресс
корпусом, ногами; сидя на полу, держать уголок.
Силовые упражнения для мышц спины:
лежа на животе, подъем и опускание корпуса с руками
открытыми в сторону или вытянутыми вперед; - лежа на
животе, подъем и опускание ног (руки вытянуты вдоль
туловища ладонями вниз на полу).
Упражнения для развития равновесия (устойчивости)
Упражнения для развития координации.
Тема 3. Элементы классического танца.
Классический танец дает основной фундамент знаний в изучении
танцевального искусства. При регулярных занятиях у детей
развиваются элементарные навыки координации движений,
формируются технические приемы, приобретается хорошая
танцевальная форма.
На начальном этапе изучения предмета нужно строго следить
за правильной постановкой корпуса, рук, ног, головы, груди и
бедер. Обращать внимание на положение всей стопы в полной и
неполной выворотности.
Практическая работа:
1. Основные позиции ног (I-ая, II-ая, III-я, VI-ая).
2. Основные позиции рук (подготовительная, I-ая, III-ая).
3. Releves по VI-ой или невыворотной I-ой позиции в сочетании с
demi-plies
4. Трамплинные прыжки (развитие прыжка, ахилла).
5. «Поджатые» (развитие прыжка, ахилла).
6. Подскоки.
7. Хлопки в ладоши соло и в паре.
8. Движения плеч и корпуса: подъем и опускание плеч, наклоны
корпуса вперёд и в сторону, повороты, выводя одно плечо
вперед;
9. Ведение рабочей согнутой ноги по опорной ноге вверх, сгибая
её в колене
(retere) по VI позиции;
Тема 4. Ритмические этюды.
Ритмические этюды содержат упражнения, применяемые
практически на всех занятиях, и является ведущим видом
деятельности детей. Здесь используются приемы имитации,
подражания,
образное
сравнение,
ролевые
ситуации,
соревнование.
Игровое качество по-разному раскрывается во всех формах танца.
Наиболее отчетливо его можно наблюдать, с одной стороны в
хороводе и в фигурном танце с другой - в сольном танце, одним
словом, там, где танец есть зрелище или же ритмический строй и
движение.
Программой предусмотрены сюжетно - ролевые игры,
подвижные этюды, общеразвивающие этюды, музыкально –
ритмические игры, этюды на закрепление основных движений,
этюды направленные на развитие внимания ребёнка к самому
себе, этюды на развитие слуха, чувства ритма. Этюды могут быть
включены как в занятия, так и в отчетные концерты, итоговые
занятия.
Практическая работа
1. Творческая импровизация (развитие танцевальности,
музыкальности)
2.Танцевальные движения этюды
на
русском
материале.
1. Музыкальные размеры (2/4, 3/4)
2. Ритмичные музыкальные темпы (медленно, быстро)
3. Ориентация в пространстве, простейшие ритмические рисунки
в хлопках, притопах, шагах.
4. Динамика в музыке.
5. Темпы в музыке.
6. Строение музыкального произведения.
7.Ритм и длительности нот.
3. Содержание изучаемого материала
КАЛЕНДАРНО
–
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ от 3 до 4 лет
Дата
месяц
Сентябрь
1занятие
2 занятие
3 занятие
Тема
занятия
ПЛАНИРОВАНИЕ
Цель занятия
Определить,
владеет
ли
ребенок достаточным для
своего
возраста
объемом
движений. Выявить умение
ребенка
самостоятельно
выбирать способы действия
Чувствовать и реагировать на
смену частей муз. фраз.
Тренировка моторно-слуховой
Содержание
занятия
Педагог исполняет
движения,
объясняет
их
правильное
выполнение
и
просит
ребенка
исполнить
самостоятельно.
Педагог поочередно
включает одну из
фонограмм
и
наблюдает
за
исполнением
ребенка. Вводное
занятие:
«Мы коллектив»
Вводное
занятие:
«Мы - коллектив»
4 занятие
«Танцевальн
ая азбука»
Октябрь
1занятие
2занятие
Элементы
Совершенствовать движения в
музыкальной правильном исполнении.
грамотности Пропевать слова песни в слух,
содействовать
развитию
внимания, ориентировки в
пространстве.
Воспитывать
организованность
при
выполнении
коллективных
движений.
Закреплять
умение
детей
согласовывать движения с
музыкой и текстом песни.
Выразительно
выполнять
движения руками. Развивать
способность
свободно
ориентироваться
в
пространстве
Музыкальная Содействовать
развитию
грамота
правильного
выполнению
движений, ориентировки в
пространстве.
образному исполнению.
Закреплять
умение
детей
выразительно двигаться в
соответствии с музыкальным
образом,
самостоятельно
переходить от одних к другим
движениям. Слышать начало и
окончание музыкальных фраз.
Закрепление
правильного
положения спины
Постановочн Развивать
образность
и
ая работа
выразительность
при
самостоятельном исполнении.
3 занятие
4занятие
Ноябрь
1 занятие
2 занятие
3 занятие
4 занятие
Декабрь
1 занятие
памяти, уметь останавливаться
с окончанием музыки.
Совершенствовать движения в
правильном
исполнении.
Упражнение направлено на
развитие мышечной силы и
подвижности суставов рук,
развивает
чувства
ритма;
выполняется с погремушками
или с хлопками
Общеразвивающие
упр. при ходьбе на
месте
и
в
передвижениях
Изучение позиций
рук
и
ног
«Танцевальная
азбука»
Композиция
«Весёлые
путешественники»
Общеразвивающие
упр. при ходьбе на
месте
и
в
передвижениях
Позиции рук и
ног
«Танцевальная
азбука»
Композиция
Композиция
«Чебурашка»
Общеразвивающие
упр. при ходьбе на
месте
и
в
передвижениях
Поклон. Постановка
корпуса, позиции
рук и ног
Музыкальная
грамота
Постановочная
работа: основные
движения из танца
«Маленький танец»
Общеразвивающие
упр. при ходьбе на
2 занятие
3 занятие
4 занятие
Знать свое место расположения
во время танца.
Развивать и укреплять мышцы
стоп, пластику рук. Двигаться
парами по кругу, соблюдая
интервалы.
Выразительно
выполнять кружение
Январь
1 занятие
2 занятие
3 занятие
4 занятие
Ритмический Совершенствовать движения в
тренаж
правильном
исполнении.
Содействовать
выразительности, двигательной
раскрепощенности.
Согласование
действия
с
эмоциональным хар. музыки
Уметь по мимике узнавать
движение.
Развивать
способность
свободно ориентироваться в
пространстве
Февраль
1занятие
2 занятие
3 занятие
4 занятие
Музыкальная Закреплять
умение
детей
грамота
согласовывать свои действия с
музыкой,
правильно
и
самостоятельно
выполнять
движения.
Выразительно
передавать образ, настроение.
Следить
за
осанкой,
координацией движений.
Уметь
выражать
эмоции
радости, нежности, восторга
(бабочка
ожила,
цветок
распустился, птичка прилетела)
Март
1 занятие
Музыкальная Обогащение
грамота
опыта
движениями.
развитию
движений,
способности
Развитие
2 занятие
3 занятие
двигательного
разнообразными
Способствовать
выразительности
чувства ритма,
к импровизации.
эмоциональной
месте
и
в
передвижениях
Поклон. Постановка
корпуса, позиции
рук и ног
Постановочная
работа: Танец
«Куклы
неваляшки»
Ритмический
тренаж:
виды
шагов, постановка
корпуса
Элементы
классического
танца
Постановочная
работа: основные
движения из танца
«Лошадки»
Партерный
экзерсис: Упр. на
напряжение
и
расслаб. мышц тела
Музыкальная
грамота
Постановочная
работа: Элементы
танца
«Разноцветная
игра»
Музыкальная
грамота
Постановочная
работа:
Танец «Кузнечик»
4 занятие
Апрель
1занятие
2 занятие
3 занятие
4 занятие
Май
1 занятие
2 занятие
3 занятие
4 занятие
сферы и выражение эмоций в Упражнения
мимике
дыхательной
Совершенствовать
у гимнастики
воспитанников
четкое
и
правильное
выполнение
движений.
Улавливать
особенности
образного
характера
мелодии
и
передавать его в движении.
Правильно держать позиции
рук.
Элементы
Развитие
эмоциональной
Ритмический
классическог сферы и выражение эмоций в
тренаж: виды
о танца
мимике
шагов,
Менять
движения
в
постановка
зависимости изменения муз.
корпуса
фраз. Совершенствовать в
Поклон.
правильном
исполнении,
Позиции рук и
развитию
танцевальности.
ног.
Согласовывать действия с
Подготовка к
эмоциональным хар. музыки.
отчетному
концерту
двигательного Танец «Кузнечик»
Концертная Обогащение
разнообразными
«Едем в гости к
программа опыта
бабушке»
Показательн движениями. Способствовать
развитию
выразительности
«Разноцветная
ое
выступлени движений, чувства ритма, игра» «Лошадки»
способности к импровизации.
«Чебурашка»
е для
родителей Развитие эмоциональной сферы
и выражение эмоций в мимике
36
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ от 4 до 5 лет
Дата
Тема
Цель занятия
Содержание
месяц
занятия
занятия
Вводное
Определить,
Вводное
Сентябрь
1занятие
занятие
владеет ли ребенок
занятие: «Мы достаточным для
коллектив»
своего
возраста
объемом движений.
Выявить
умение
ребенка
самостоятельно
выбирать способы
действия
2 занятие
«Танцевальная
азбука»
3 занятие
4 занятие
Октябрь
1 занятие
2 занятие
3 занятие
Музыкальная
грамота
4 занятие
Ноябрь
1занятие
2 занятие
3 занятие
4
занятие
Постановочная
работа
Общеразвивающие
Совершенствовать упр. при ходьбе на
движения
в месте
и
в
правильном
передвижениях
исполнении.
Изучение позиций
Плавно и красиво рук
и
ног
исполнять
«Танцевальная
движения,
четко азбука»
ходить с носка.
Композиция
Тренировать
«Цыплята»
ориентировку
в
пространстве,
согласовывать
действия,
воображение.
Выразительно
Общеразвивающие
двигаться
в упр. при ходьбе на
соответствии
с месте
и
в
хар.музыки.
передвижениях
Содействовать
Поклон.
развитию
Постановка
правильного
корпуса, позиции
выполнению
рук и ног
движений,
Музыкальная
ориентировки
в
грамота
пространстве.
Умение передавать Постановочная
образ по тексту работа: основные
песни.
Развивать движения из танца
внимание,
«Танец кукол и
воображение,
мишек»
находчивость,
умение создавать
образ
Общеразвивающие
Совершенствовать упр. при ходьбе на
навык свободной месте
и
в
ориентировки
в передвижениях
пространстве.
Поклон.
Воспитывать
Постановка
организованность, корпуса, позиции
правильное
рук и ног
Декабрь
1 занятие
2 занятие
3 занятие
4 занятие
Постановочная
работа
Январь
1 занятие
2 занятие
Элементы
классического
танца
3 занятие
4 занятие
Февраль
1занятие
2 занятие
3 занятие
4 занятие
Музыкальная
грамота
выполнение
движений.
Выразительно
передавать
сказочный образ.
Развивать
образность
и
выразительность
при
самостоятельном
исполнении. Знать
свое
место
расположения во
время
танца.
Согласовывать
действия с текстом
песни.
Совершенствовать
движения
в
правильном
исполнении.
Содействовать
выразительности,
двигательной
раскрепощенности.
Согласование
действия
с
эмоциональным
хар. музыки
Закреплять умение
детей
согласовывать свои
действия
с
музыкой,
правильно
и
самостоятельно
выполнять
движения.
Выразительно
передавать образ,
настроение.
Следить за осанкой,
координацией
движений.
Постановочная
работа: «Танец
кукол
и
мишек»
Общеразвивающие
упр. при ходьбе на
месте
и
в
передвижениях
Поклон.
Постановка
корпуса, позиции
рук и ног
Постановочная
работа:
Танец
«Полька»
Ритмический
тренаж:
виды
шагов, постановка
корпуса
Элементы
классического
танца
Постановочная
работа:
«Танец
кукол и мишек»
Ритмический
тренаж:
виды
шагов, постановка
корпуса
Поклон. Позиции
рук
и
ног,
положение головы
и корпуса
Музыкальная
грамота
Постановочная
работа: Элементы
танца «Найди себе
пару»
Март
1 занятие
2 занятие
3 занятие
4 занятие
Апрель
1занятие
2 занятие
3 занятие
4 занятие
Постановочная
работа
Элементы
классического
танца
Май
1 занятие
2 занятие
3 занятие
4 занятие
Концертная
программа
Обогащение
двигательного
опыта
разнообразными
движениями.
Способствовать
развитию
выразительности
движений, чувства
ритма, способности
к
импровизации.
Развитие
эмоциональной
сферы и выражение
эмоций в мимике
Ритмический
тренаж:
виды
шагов, постановка
корпуса
Поклон. Позиции
рук
и
ног,
положение головы
и корпуса
Музыкальная
грамота
Постановочная
работа: Танец
«Упражнения с
цветами»
Чувствовать
и
реагировать
на
смену частей муз.
фраз. Тренировка
моторно-слуховой
памяти,
уметь
останавливаться с
окончанием
музыки.
Ритмический
тренаж:
виды
шагов, постановка
корпуса
Поклон.
Позиции рук и
ног. Элементы
классического
танца
Композиция
«Песенка о лете»
Ритмический
тренаж:
виды
шагов, постановка
корпуса
Поклон. Позиции
рук
и
ног,
положение головы
и корпуса
Музыкальная
грамота
Постановочная
работа:
Танец
«Упражнения
с
хлопками»
Танец «Полька»
«Песенка о лете»
«Цыплята»
Совершенствовать
движения
в
правильном
и
самостоятельном
исполнении.
Содействовать
выразительности,
двигательной
раскрепощенности.
Согласование
действия
с
эмоциональным
хар. музыки
Воспитывать
организованность
при
выполнении
Показательное коллективных
выступление для движений
родителей
«Танец кукол и
мишек»
36
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С
ДЕТЬМИ от 5 до 6 лет
Дата
Тема занятия
Цель занятия
месяц
Определить, владеет
Октябрь
1занятие
ли ребенок
достаточным для
своего возраста
объемом движений.
Выявить умение
ребенка
самостоятельно
выбирать способы
действия
2 занятие
3 занятие
4 занятие
Октябрь Музыкальная
1 занятие грамота
2 занятие
Содержание занятия
Педагог исполняет
движения, объясняет
их правильное
выполнение и просит
ребенка исполнить
самостоятельно.
Педагог поочередно
включает одну из
фонограмм и
наблюдает за
исполнением ребенка.
Вводное занятие:
Тренинг «Мы коллектив»
Чувствовать и
Общеразвивающие
реагировать на смену
упр. при ходьбе на
частей муз. фраз.
месте
и
в
Тренировка
передвижениях
моторно-слуховой
Изучение позиций
памяти, уметь
рук и ног останавливаться с
«Танцевальная
окончанием музыки.
азбука»
Композиция «Осенние
листья»
Ритмический тренаж:
Развивать образное и виды
шагов,
выразительное
постановка корпуса
исполнение, менять
3 занятие
4 занятие
Ноябрь Музыкальная
1 занятие грамота
2 занятие
3 занятие
4 занятие
Декабрь Танцевальная
1 занятие композиция
2 занятие
3 занятие
4 занятие
движения в
Поклон. Позиции рук и
зависимости
ног, положение головы
изменения муз. фраз. и корпуса
Знать свое место
Музыкальная
расположения во
грамота:
время танца
Ритмические
хлопки
Постановочная
работа: Элементы
танца «Аквариум»
Композиция
«Берлинская полька»
Ритмический тренаж:
Стимулировать детей виды
шагов,
к образному
постановка корпуса
исполнению. Сужать Поклон. Позиции рук и
и расширять круг,
ног, положение головы
перестраиваться
и корпуса
парами. Коллективно
Музыкальная
выполнять действия.
грамота:
Развитие
Ритмические
творческого начала,
хлопки
фантазии,
Постановочная
воображения, умения
работа:
с помощью мимики
Танцевальная
и жеста передавать
композиция
действия людей.
«Танец
Снеговиков»
Ритмический тренаж:
Обогащение
виды
шагов,
двигательного опыта постановка корпуса
разнообразными
Поклон. Позиции рук и
движениями.
ног, положение головы
Способствовать
и корпуса
развитию
Музыкальная
выразительности
грамота:
движений, чувства
Ритмические
ритма, способности к
хлопки
импровизации.
Постановочная работа:
Развитие
Танцевальная
эмоциональной
композиция «Пляска
сферы и выражение
солдат с мётлами»
эмоций в мимике
Январь Постановочная Совершенствовать
1 занятие работа
движения в
правильном
исполнении.
Содействовать
2 занятие
выразительности,
двигательной
3 занятие
раскрепощенности.
Согласование
4 занятие
действия с
эмоциональным хар.
музыки
Февраль Музыкальная
Закреплять умение
1занятие грамота
детей согласовывать
свои действия с
музыкой, правильно
2 занятие
и самостоятельно
3 занятие
выполнять
движения.
4 занятие
Выразительно
передавать образ,
настроение. Следить
за осанкой,
координацией
движений
Ритмический тренаж:
виды
шагов,
постановка корпуса
Поклон. Позиции рук и
ног, положение головы
и корпуса
Музыкальная
грамота:
Ритмические
хлопки
Постановочная работа:
«Танец троллей»
Ритмический тренаж:
виды
шагов,
постановка корпуса
Поклон. Позиции рук и
ног, положение головы
и корпуса
Постановочная работа:
Танец «Свежий ветер»
Март
Постановочная
1 занятие работа
2 занятие
Ритмический тренаж:
виды
шагов,
постановка корпуса
Поклон. Позиции рук и
ног, положение головы
и корпуса
Постановочная работа:
композиция
«Лирический танец»
3 занятие
4 занятие
Апрель Танцевальная
1занятие азбука
закреплять
умение
воспитанников
согласовывать
движения с
музыкой и
текстом песни.
Выразительно
выполнять
движения
руками.
Развивать
способность
свободно
ориентироваться
в пространстве
2 занятие
3 занятие
4 занятие
Май
Музыкальная
1 занятие грамота
2 занятие
3 занятие
Закреплять умение
воспитанников
согласовывать
движения с музыкой
и текстом песни.
Выразительно
выполнять движения
руками. Развивать
способность
свободно
ориентироваться в
пространстве
Обогащение
двигательного опыта
разнообразными
движениями.
Способствовать
развитию
выразительности
движений, чувства
ритма, способности к
импровизации.
4 занятие Концертная
программа
Показательное
выступление
для родителей
Ритмический тренаж:
виды
шагов,
постановка корпуса
Поклон. Позиции рук и
ног, положение головы
и корпуса
Постановочная работа:
Танец
«Дети
и
природа»
Ритмический тренаж:
виды
шагов,
постановка корпуса
Поклон. Позиции рук и
ног, положение головы
и корпуса
Постановочная работа:
Танец
«Дети
и
природа»
Танец «Дети и
природа»
«Лирический танец»
«Свежий ветер»
«Берлинская полька»
«Пляска солдат с
метлами"
36
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С
ДЕТЬМИ от 6 до 7 лет
Дата
месяц
Сентябр
ь
1занятие
Тема
занятия
Цель занятия
Определить, владеет ли
ребенок достаточным
для своего возраста
объемом
движений.
Выявить
умение
Содержание
занятия
Педагог
исполняет
движения, объясняет их
правильное выполнение
и
просит
ребенка
исполнить
2 занятие Танцевальная
азбука
3 занятие
4 занятие
Октябрь Музыкальная
1 занятие грамота
2 занятие
3 занятие
4 занятие
Ноябрь Танцевальная
1занятие композиция
2 занятие
3 занятие
4 занятие
ребенка самостоятельно самостоятельно.
выбирать
способы Педагог
поочередно
действия
включает
одну
из
фонограмм и наблюдает
за
исполнением
ребенка.
Вводное
занятие: Тренинг «Мы коллектив»
Вводное
занятие:
Формировать
Тренинг
«Мы
пространственные
коллектив»
представления детей, Общеразвивающие упр.
закреплять
при ходьбе на месте и в
ориентировку
в передвижениях
пространстве
через Изучение позиций рук и
разные виды ходьбы, ног - «Танцевальная
держать осанку спины. азбука»
Содействовать
Композиция
развитию правильного
«Танец
с
исполнения движений,
зонтиками»
двигательной
раскрепощенности.
Плавно
и
красиво
исполнять движения,
четко ходить с носка.
Выразительно
Ритмический тренаж:
двигаться
в виды шагов, постановка
соответствии
с корпуса
хар.музыки.
Поклон. Позиции рук и
Содействовать
ног, положение головы
развитию правильного и корпуса
выполнению движений, «Танцевальная азбука»
ориентировки
в
Композиция
пространстве.
«Танец
с
Умение
передавать
зонтиками»
образ по тексту песни. Игра
«Бабушка
Развивать
внимание, Маланья»
воображение,
находчивость, умение
создавать образ
Ритмический тренаж:
Совершенствовать
виды шагов, постановка
навык
свободной корпуса
ориентировки
в
пространстве.
Воспитывать
Поклон. Позиции рук и
организованность,
ног, положение головы
правильное выполнение и корпуса
движений.
Композиция
Выразительно
«Танец снежинок»
передавать сказочный
Игра «Бабка-Ежка»
образ.
Декабрь Музыкальная
1 занятие грамота
2 занятие
3 занятие
4 занятие
Январь Танцевальная
1 занятие композиция
2 занятие
3 занятие
4 занятие
Февраль Танцевальная
1занятие композиция
2 занятие
3 занятие
4 занятие
Развивать образность и
выразительность при
самостоятельном
исполнении. Знать свое
место расположения во
время
танца.
Согласовывать
действия с текстом
песни.
Воспитывать
организованность при
выполнении
коллективных заданий.
Тренировка мышц и
меткость броска
Совершенствовать у
детей
четкое
и
правильное выполнение
движений. Улавливать
особенности образного
характера мелодии и
передавать
его
в
движении.
Ходить
высоко
поднимая
колени,
правильно
держать позиции рук.
Уметь
по
мимике
узнавать движение.
Закреплять
умение
детей
согласовывать
свои
действия
с
музыкой, правильно и
самостоятельно
выполнять движения.
Выразительно
передавать
образ,
настроение. Следить за
Ритмический тренаж:
виды шагов, постановка
корпуса
Поклон. Позиции рук и
ног, положение головы
и корпуса
Композиция
«Танец ёлочек и
нежинок»
Ритмический тренаж:
виды шагов, постановка
корпуса
Поклон. Позиции рук и
ног, положение головы
и корпуса
Композиция
«Танец ёлочек и
нежинок»
Ритмический
тренаж:
виды
шагов, постановка
корпуса
Поклон. Позиции
рук
и
ног,
положение головы
и корпуса
Март
1 занятие
Музыкальная
грамота
2 занятие
3 занятие
4 занятие
Апрель Танцевальна
1занятие я композиция
2 занятие
3 занятие
4 занятие
Май
1 занятие
2 занятие
3 занятие
осанкой, координацией
движений.
Постановочная
работа:
«Кавалеристы»
Обогащение
двигательного
опыта
разнообразными
движениями.
Способствовать
развитию
выразительности
движений,
чувства
ритма, способности к
импровизации.
Развитие
эмоциональной сферы и
выражение эмоций в
мимике.
Ритмический тренаж:
виды шагов, постановка
корпуса
Совершенствовать
у
воспитанников четкое и
правильное выполнение
движений. Улавливать
особенности образного
характера мелодии и
передавать
его
в
движении.
Правильно
держать позиции рук и
осанку спины
Обогащение
двигательного
опыта
разнообразными
движениями.
Способствовать
развитию
выразительности
движений,
чувства
ритма, способности к
импровизации. Развитие
эмоциональной сферы и
выражение эмоций в
мимике
Ритмический
тренаж:
виды шагов, постановка
корпуса
Поклон. Позиции рук и
ног, положение головы и
корпуса
Танец «Турецкий марш»
Поклон. Позиции рук и
ног, положение головы
и корпуса
Постановочная работа:
изучение движений из
танца «Парный танец»
Упражнение
на
расслабление мышц рук
и ног
Ритмический
тренаж:
виды шагов, постановка
корпуса
Поклон. Позиции рук и
ног, положение головы и
корпуса
Музыкальная грамота:
Танец «Озорники»
4 занятие
Концертная
программа
Показательн
ое
выступление
для
родителей
Танец «Озорники»
Танец «Турецкий марш»
«Кавалеристы»
«Танец с зонтиками»
36
4.Материально – техническое обеспечение
Музыкальный зал.
Учебники, методические пособия по всем разделам хореографической
деятельности.
Аудиокассеты, СД – диски, флешки, видеодиски.
Аппаратура для озвучивания занятий: портативная колонка,
музыкальный центр.
Иллюстрации с изображением танцев различных эпох и стилей,
фотографии с изображением танцевальных коллективов.
Организация предметно-пространственной развивающей среды.
К организации предметно-пространственной среды относятся условия,
обеспечивающие качество
уровня развития у дошкольников
танцевально-творческих навыков:
- музыкальный зал, специально оборудованный танцевальный зал с
зеркалами;
-наличие музыкальной аппаратуры, музыкальный центр, компьютер,
мультимедиаплеер;
-наличие музыкально-танцевальных игр, пособий и атрибутов к танцам;
-костюмерная с достаточным количеством костюмов для танцевального
творчества дошкольников, выступлений;
5.Список используемой литературы:
- Барышникова Т. Азбука хореографии - М.: Айрис-пресс, 1999. – 264 с.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической
пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб,
2000. - 220 с.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение,
1967. – 203 с.
- Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном
образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.
- Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. –
112 с.
- Калинина О.Н. Планета танца. – Харьков «Факт», 2016. – 71 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие
чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
- Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.:
Линка-пресс, 2006. - 272 с.
- Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная
палитра, 2006. – 44 с.
- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая
гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.